Транспортно-трасологическая экспертиза Транспортная трасология - это раздел общей трасологии (букв. - учение о следах). Транспортная трасология изучает большое многообразие следов, различающихся по объектам, их оставившим, механизму их образования и месту нахождения. Следы могут быть образованы любым видом транспорта: колесным безрельсовым, гусеничным, двигающимся по рельсам, водным и т. д. По механизму образования следы могут быть от колес, гусениц, лыж, саней (для безрельсового транспорта), от выступающих частей транспортного средства (для любого вида транспорта), от частиц, отделяющихся от транспортного средства (частицы горюче-смазочных материалов, груза, загрязнений). Следами в широком смысле являются, и отделившиеся детали и части транспортного средства.
Объектами, воспринимающими следы транспортных средств являются: дорожное покрытие, другие транспортные средства, одежда и тело человека, объекты окружающей обстановки и т. п.
Основными задачами, решаемыми экспертами-автотрасологами являются:
-
Выяснение механизма столкновения транспортных средств.
-
Вопросы:
- Каков механизм столкновения транспортных средств?
- Какова последовательность возникновения повреждений (следов) при столкновении или ударе о преграду?
- Каков угол взаимного расположения ТС в момент их первоначального контакта?
- Где, относительно границ проезжей части, находится место столкновения (место наезда)?
- В каком направлении двигалось транспортное средство в момент наезда?
- Находилось в движении или было неподвижно ТС в момент столкновения с ним другого ТС?
- Имело ли место столкновение представленных на исследование ТС, исходя из характера и локализации повреждений на данных ТС?
-
Вопросы:
-
Исследование следов шин.
-
Вопросы:
- Шиной какой модели оставлен след, слепок которого представлен на исследование?
- К какому типу (модели или марки) относится транспортное средство, оставившее следы на месте ДТП?
- В каком направлении от места ДТП двигалось данное ТС, оставившее следы колес на ___?
- Не могли ли данные следы быть оставлены такими-то колесами (передними, задними, правыми, левыми) данного транспортного средства?
-
Вопросы:
-
Определение модели автомобиля и его отождествление по отделившимся частям и деталям.
-
Вопросы:
- Каков тип фарного рассеивателя по осколкам фарного стекла, представленного на исследование в пакете N___?
- Каков тип автомобиля, на который устанавливается данный фарный рассеиватель?
- Не составляли ли осколки фарного стекла из пакета N___ единое целое с осколками из пакета N___?
- Отождествление автомобиля по следам контактного взаимодействия.
- Необходимо помнить, что вопросы, связанные с определением «Идентификация» относятся к компетенции экспертов, владеющих специальностью «Исследование следов орудий, инструментов, механизмов, транспортных средств», т.е. являющихся экспертами в традиционной (общей) трасологии. Вопросы:
- В результате взаимодействия каких частей автомобиля марки ___ (ТС-1) образовались повреждения на частях автомобиля марки ___(ТС-2)?
- Не образованы ли повреждения на ТС-1 частями или деталями ТС-2?
- Каков механизм образования данных повреждений? Автомобилем какой марки могли быть оставлены следы, обнаруженные на ___ при осмотре места ДТП?
-
Вопросы:
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
- Задание на оценку: (бланк)
- Документы собственника и/или заказчика:
Для физического лица:
- Паспортные данные
- Адрес регистрации
Для юридического лица:
- Реквизиты: полное наименование, юридический и фактический адрес, ИНН, ОГРН и дата присвоения
Перечень документов, необходимых для транспортно-трасологической экспертизы (исследование следов на транспортных средствах и месте ДТП):
- Административный материал из ГИБДД (в котором обязательно должны быть схема ДТП, объяснения водителей-участников и свидетелей)
- Акты осмотров транспортных средств страховыми компаниями с фототаблицами (если есть возможность фотоснимки в цифровом формате)
- Фотоснимки с места ДТП, фотоснимки поврежденных автомобилей
- Иные документы свидетельствующие о наличии повреждений